Вопрос: Насколько законна реклама над зеркалом и на стене лифтовой кабины в жилом доме?
Ответ:
Если собственник квартиры в жилом многоквартирном доме не имеет на руках:
- ни прямого двустороннего договора на использование лифтовой кабины для размещения рекламы, по которому такой собственник получал бы ежемесячные платежи от рекламораспространителя,
- ни решения собственников квартир подъезда или дома, где большинством голосов были бы указаны: а) арендатор площадей лифтовой кабины для размещения рекламы, б) размер ежемесячных платежей каждому собственнику квартиры или части квартиры таких подъезда или дома, в) лицо, полномочное подписать договор от имени собственников на условиях собственников, г) пункт об обязательном вручении каждому собственнику надлежаще заверенной копии подписанного договора,
- ни решения общего собрания членов ТСЖ о порядке использования площадей лифтовых кабин для размещения рекламы и размере арендной платы за такое использование,
то реклама в лифте жилого дома незаконна.
То есть в таком случае кто-то использует чужое имущество для извлечения прибыли, фактически обкрадывая собственника или собственников.
Следует отдавать себе отчет в том, что общее имущество многоквартирного жилого дома, стены пол потолок всех подъездов, всех лифтов, все наружные стены дома, вся прилегающая к дому территория земельного участка, это все - частная собственность, и единственное, что отличает такое общее имущество скажем от стен квартиры, это коллективное, а не единоличное, управление таким имуществом, то есть в отношении использования общего имущества, в том числе для использования в целях размещения рекламы, собственники должны между собой так или иначе договориться.
Пока такой договоренности между собственниками не существует, правонарушители используют незнание людьми законодательства, используют ситуацию, где собственники равнодушны к факту их обкрадывания, и не привлекая внимания извлекают для себя прибыль из всей этой истории, то есть наживаются на таких собственниках.
Иногда можно услышать, что дескать все вопросы решены с управляющей компанией.
Задача управляющих компаний, то есть в случаях, когда не создано ТСЖ, состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие поставщиков и получателей коммунальных услуг.
Извлечение управляющей компанией прибыли от использования имущества собственников квартир, это незаконная деятельность такой управляющей компании, в смысле использования площадей лифтовых кабин для размещения рекламы ничего управляющая компания ни согласовать ни разрешить не может, только уже потому, что у нее нет доверенности от каждого из собственников квартир на представление их интересов, с получением в итоге каждым из давших доверенность ежемесячных доходов.
В законодательном регулировании обсуждаемого вопроса существует разночтение.
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) не считает размещение рекламы в лифтовых кабинах наружной рекламой, и таким образом статья 19, "Наружная реклама и установка рекламных конструкций", Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" на лифты, по мнению ФАС РФ, не распространяется.
Но к обсуждению именно соблюдения прав собственников квартир такое разночтение никакого отношения не имеет, если ФАС РФ считает, что статья 19 ФЗ "О рекламе" не регулирует рекламу в лифтовых кабинах, то получается, что реклама в лифтовых кабинах вообще не охвачена данным федеральным законом, но при любых мнениях это не означает, что лифтовые кабины могут быть признаны неким бесхозным имуществом, так не скажет ни один правовед, а значит надлежит применить статью 19 ФЗ "О рекламе" как аналогию закона.
Иными словами, ФЗ "О рекламе" решает много вопросов, в том числе вопросы законности использования тех или иных формулировок, в том числе возрастные ограничения, в том числе ограничения по кругу товаров, но во всем ФЗ "О рекламе" есть только одна статья, и это именно статья 19, где регламентируются взаимоотношения рекламораспространителя с собственником недвижимого имущества, и эти взаимоотношения предполагают наличие договора между ними, никакого другого решения по недвижимому имуществу, отличного от договора, ФЗ "О рекламе" не содержит.
Что делать, если собственник квартиры пришел к выводу, что реклама в лифтовой кабине им не санкционирована путем заключения договора и он не получает денег от использования общего имущества с целью извлечения прибыли.
На выбор:
1. Распечатать данный материал, и наклеить его поверх рекламы в лифтовой кабине, пусть рекламораспространитель бегает и доказывает собственникам квартир, почему они не должны так поступать, лифт, это их имущество, а не имущество рекламораспространителя.
2. Предложить соседям собраться и обсудить план совместных действий.
3. Предъявить рекламораспространителю иск в порядке статьи 1102 "Обязанность возвратить неосновательное обогащение" ГК РФ в размере своей квартиры в подъезде от всех доходов рекламораспространителя от лифта подъезда, например 1/32 если в подъезде 32 квартиры с поправкой на площадь своей квартиры к площади всех квартир, до удаления суда в совещательную комнату к такому иску могут присоединиться остальные собственники квартир подъезда.
4. Предъявить рекламораспространителю иск о демонтаже рекламы в лифтовой кабине.
Пункты 3 и 4 без услуг юриста применять опасно, можно получить обратное по отношению к искомому, рекламораспространители как правило являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, тогда как грамотный юрист по пункту 3 обеспечит, как поверенный, доходы и своему доверителю, и себе, это для любого юриста хорошая денежная тема.
Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 24.03.2016 г.
Смотрите также:
19.06.2019 Мировое соглашение на стадии исполнительного производства утверждается судом, выдавшим исполнительный лист, рассмотрен спор между судами
Смотрите также:
19.06.2019 Мировое соглашение на стадии исполнительного производства утверждается судом, выдавшим исполнительный лист, рассмотрен спор между судами
Есть ещё вопрос. В новостройках обычно ставят защиту лифта из фанеры. На этой фанере могут быть полезные объявления рекламного характера (грузчик, установка окон и тд). Как в этом случае быть? Это ведь, с одной стороны, полезная для нового дома информация и она размещена на временных конструкциях лифта, которые будут потом демонтированы? Речь не идёт о прямой рекламе, скорее о частных объявлениях. Но они могут даваться и фирмами ведь. Ваше мнение на данный вопрос?
ОтветитьУдалитьХороший вопрос. Все стены жилого дома, внешние, внутренние, это собственность владельцев этого дома, а любая информация, любые объявления, частные, публичные, от юридических лиц, от физических лиц, это распространение информации, необходимое инициаторам такого распространения, и если инициаторы решают использовать для распространения информации стены того или иного дома, то они должны договориться об этом с собственниками, если что-то и может рассматриваться как исключение их правила, то это информация от лиц, нанятых собственниками для управления жилым домом, и не какая угодно информация, а необходимая самим собственникам. И будет хорошей практикой, когда собственники примут решение о прайсе для размещения каких угодно объявлений, то есть пришел инициатор к управляющему, заключил договор, заплатил деньги за размещение, и управляющий идет и смело такое объявление вывешивает, как законное поведение, а собственники ясно видят, как уменьшается их плата за содержание жилого дома, еще раз, частные объявления в данном контексте ничем не отличаются от любых иных объявлений, что можно легко подтвердить на примере местной газеты, где любая площадь ее страниц предлагается для каких угодно объявлений, и предлагается по прайсу, стены дома это точно такая же удобная возможность для таких объявлений, и тоже по прайсу, это частные стены...
Удалить