.

10.07.2012

Жилищная обеспеченность в законодательстве РФ


Изучая вопрос, имею ли я право встать на очередь по улучшению жилищных условий, не смог уяснить для себя, что такое "жилищная обеспеченность".

Процесс получения жилья по договорам социального найма включает две процедуры, учет в качестве нуждающихся, где очередь на жилье, и предоставление жилья, и в этих процедурах есть два параметра, которые не следует путать между собой:

- есть норма предоставления, части 1 - 3 статьи 50 Жилищного кодекса РФ,

- и есть норма принятия на учет, или как это было сформулировано в законодательстве прошлых периодов - норма постановки на учет, в качестве нуждающихся, части 4 - 6 этой же статьи 50 ЖК РФ.

Оба норматива, согласно статье 50 ЖК РФ, устанавливаются органом местного самоуправления, причем размер нормы принятия на учет не может превышать размера нормы предоставления, что вполне логично.

И в жилищном законодательстве РФ есть два значения понятия жилищная обеспеченность:

- в части 2 статьи 50 ЖК РФ, как статистический показатель, необходимый для принятия органом местного самоуправления решения по норме предоставления на своей территории, в изучаемой норме формулировка звучит так: "достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма",

"уровень обеспеченности жилыми помещениями" иногда называют жилищной обеспеченностью в муниципальном образовании;

- в части 4 статьи 50 ЖК РФ, как уровень обеспеченности заявителя, определяемый исходя из установленного в муниципальном образовании размера нормы для принятия на учет.

Процедура предоставления жилья, в части его размера, вопросов почти не вызывает, то есть орган местного самоуправления устанавливает своему подразделению норматив по размеру предоставления, исходя из сложившейся в муниципальном образовании жилищной обеспеченности, и подразделение его выполняет.

Граждан чаще всего интересует именно та жилищная обеспеченность, которая касается их права на улучшение жилищных условий, то есть указанная в части 4 статьи 50 ЖК РФ, именно эта жилищная обеспеченность, оцениваемая как самим заявителем, так и органом, принимающим решение о принятии заявителя на учет, вызывает вопросы или разногласия.

Полностью текст части 4 статьи 50 ЖК РФ сформулирован следующим образом:

"Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.".

Таким образом, жилищная обеспеченность для целей учета нуждаемости, это уровень общей площади жилого помещения, определяемый в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из нормативно установленного минимального размера площади жилого помещения.

Скажем, учетная норма в конкретном населенном пункте - 10 кв. м. общей площади, количество членов семьи, проживающих в квартире - 5 человек, общая площадь квартиры - 48 кв. м., если без учета других показателей, необходимых для признания граждан имеющими право на улучшение жилищных условий, то жилищная обеспеченность - недостаточная, создающая необходимость в улучшении жилищных условий, а при общей площади квартиры, равной 53 кв. м., жилищная обеспеченность - достаточная, и такой необходимости - не создающая.

Пример учетной нормы.

В решении того или иного органа местного самоуправления, которое как правило называется "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения", или "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, и нормы предоставления площади жилого помещения" пишут так: "Установить учетную норму площади жилого помещения - 10 кв. м. общей площади на одного человека, норму предоставления площади жилого помещения - 14 кв. м. общей площади на одного человека.".

С учетом того, что, в целом ряде случаев, вместо этих двух цифр в текстах можно встретить и иную практику, иногда задают диапазон от минимума до максимума, иногда делаются попытки дополнить или изменить редакцию ЖК РФ в части оснований определения нуждаемости, есть и обыкновение установить два размера нормы учета - для проживающих в отдельных и коммунальных квартирах, необходимо помнить - из подобных решений нужны только две цифры, законодатель довольно аккуратно предоставил органу местного самоуправления полномочия, в вопросе признания граждан нуждающимся от органа местного самоуправления необходимо решение о размере, и это всегда минимальный размер нормы учета, в частности, законодатель не предоставлял органу местного самоуправления права устанавливать раздельно нормы для отдельной и для коммунальной квартир, и граждане как правило субъективно испытывают стесненность жилищными условиями одинаково, проживая как в отдельных квартирах, так и в коммунальных, но вопрос перспективы судебного обжалования того или иного решения органа местного самоуправления в части установления нормы учета, не зная других обстоятельств, это вопрос – неочевидный, как и не во всех случаях необходимый.

Кроме указанных выше частей 4 - 6 статьи 50 ЖК РФ и решения органа местного самоуправления, содержащего норму учета, нормативное регулирование учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит также из статей 14, 49, 51 - 56 Жилищного кодекса РФ, а также законов субъектов РФ о правилах признаний граждан малоимущими.

При этом предложу два уточнения, после которых текст ЖК РФ в рассматриваемой части будет более понятным.

1. Для предоставления жилья по договорам социального найма граждане должны быть и признаны нуждающимися, и при этом - малоимущими.

Повторю, основания признания нуждаемости - в ЖК РФ, основания признания граждан малоимущими - в законе того субъекта РФ, в котором гражданин проживает, размер учетной нормы - в решении органа местного самоуправления.

У граждан порой возникает вопрос, почему в данной теме так много принимающих решения, тут нет злого умысла, это не более чем попытка учесть специфику тех или иных территорий, чтобы очередь в каждом населенном пункте была, и при этом не была бесконечно длинной.

2. Под иными категориями граждан, которым могут быть установлены иные учетные нормы, то есть часть 3 статьи 48, и часть 6 статьи 50 ЖК РФ, имеются в виду такие категории, как судьи, сотрудники полиции, военнослужащие с общей продолжительностью военной службы 10 лет и более, педагогические работники образовательных учреждений, и тому подобные категории, в каждом конкретном случае принадлежность гражданина к данным категориям лучше всего выяснять в рамках отдельной консультации с юристом, с изучением документов, указывающих на такую принадлежность, и с учетом нормативного регулирования в том или ином субъекте РФ.

Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 10.07.2012 г.