.

01.11.2009

Законность публикации списков должников

Имеют ли право налоговая или коммунальные службы вывешивать списки должников или публиковать их через СМИ?

В случае, если не существует решения суда в отношении указанных в списках лиц, то такого права они не имеют.
Прежде всего следует внести ясность в понятие «должник». У данного термина существует ряд значений, включая лицо, в силу обязательства обязанное совершить определенное действие. Учитывая особенность обсуждаемых списков, в частности перечисление в них не всех своих контрагентов, а только некую их часть, вывешивающее или публикующее их лицо намеренно желает уведомить неограниченный круг лиц исключительно о том, что перечисленные в списке лица являются должниками в том значении этого слова, под которым понимается сознательное нарушение права, весь смысл затеи с вывешиванием сводится к тому, чтобы указанные в списке лица сравнивались обществом с нарушителями, ни для чего больше составителю это не нужно.
До вступления в законную силу соответствующего решения суда, по которому то или иное лицо признается должником, никто в стране публично назвать гражданина или юридическое лицо должником не имеет права. Иными словами, пока не будет такого вступившего в силу решения суда, налоговая служба, та или иная конкретная коммунальная организация, ЖЭК, ТСЖ, банк, и прочие подобного рода субъекты вправе иметь лишь некое собственное мнение, внутреннее, в рамках производственных отношений между подразделениями и специалистами. И во внутренних, рабочих, документах они могут позволить себе любые суждения в отношении того или иного лица. Пока это не более чем субъективное мнение сотрудников организации с целью учета.
И в случае, когда лицу предъявляется иск, и вопрос рассматривается в суде, то суд, равно как и участники судебного заседания, отличные от истца, пока лишь изучают субъективное предположение истца.
И после оглашения решения, где суд согласился с доводами истца, и назвал ответчика должником, у ответчика еще есть возможность обжаловать такое решение, и убедить суд второй инстанции в ошибочности суждения о наличии неисполненного в срок обязательства. Закон надежно охраняет права лиц, участвующих в судебном разбирательстве, предписывая считать решение суда вступившим в законную силу и обязательным для исполнения только после того, когда по истечении определенного срока ни одна из сторон в споре не воспользуется правом на обжалование решения суда.
При этом следует учитывать один нюанс. Статус должника можно получить и добровольно, скажем, подписав акт сверки задолженности с контрагентом, заключив до вынесения судом решения мировое соглашение с истцом, либо любым иным способом совершив активные сознательные и непринудительные действия, свидетельствующие о согласии считать себя должником. В данном материале мы исходим из предположения об отсутствии такого поведения гражданина или юридического лица.
Отвечая на вопрос, на какие положения действующего законодательства можно сослаться, обнаружив себя в неких списках должников, и не имея статуса должника в силу решения суда или добровольного письменного согласия считать себя должником, следует указывать статью 129 «Клевета» УК РФ. Именно так называется обсуждаемое поведение по вывешиванию или публикации неких списков граждан, и граждане при этом не имеют в отношении себя достоверных сведений о принятых судом решениях, где бы эти граждане были признаны должниками.
И даже если в дальнейшем, после вступления в силу решения суда, выяснится, что за месяц или за два до такого решения субъективное мнение указанных выше субъектов, предъявленное публике возле подъезда или в СМИ, было верным, основанным на истинных расчетах, которые и были в дальнейшем признаны судом правомерными, даже в этом случае никто не имеет права до решения суда публично называть гражданина или юридическое лицо должником, и именно в силу того, что должником в стране, публично, впервые, лицо может назвать только суд, и никто больше, и это исключительно одна из функций правосудия, которую никто в стране присваивать права не имеет. Распространяемые сведения являются ложными, причем ложными заведомо, и только лишь потому, что распространитель знает, что соответствующего решения суда не существует, и распространяется исключительно субъективное мнение сотрудников организации.
Что касается начала действий лиц, указанных в публично доступных списках, то необходимо:
1) Зафиксировать факт вывешивания или публикации, путем фотографирования и достижения договоренностей с будущими свидетелями факта публичной доступности списка,
2) Написать заявление в прокуратуру, указав, что в факте вывешивания или публикации заявитель усматривает наличие признаков клеветнических измышлений. Подозреваемый в дальнейшем будет стараться вводить следствие во искушение быстренько мимоходом выступить судьей в якобы споре о наличии задолженности, и следует категорически отвергнуть любые подобные попытки, не провоцируясь отвечать на вопрос - признает ли потерпевший по делу о клевете наличие долга, напротив, все это следует пресечь, возвращая только один вопрос - было или нет на момент распространения сведений решение суда, позволяющее заявлять о наличии должника, только этот вопрос, а тема признания или непризнания долга обязана рассматриваться только в суде, по правилам гражданско-процессуального законодательства, и только после предъявления соответствующего иска.
Не помешает при этом распечатать данный материал, и предложить поизучать его инициаторам затеи с вывешиванием или публикацией.
В случае же, если соответствующее решение суда в отношении лица существует, где лицо должником признано, то наличие и состав противоправных деяний инициаторов обнародования следует изучать в каждом конкретном случае. В рамках данного материала можно уверенно утверждать лишь то, что юристам, профессионально работающим по задолженности, никакая публикация списков не нужна, причем ни при каких обстоятельствах, такая инициатива, по публикации, есть изначально поведение эмоциональное, то есть за рамками деятельности коммерческой организации, как профессионального участника гражданско-правовых отношений.
Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 01.11.2009 г.