Имеет ли право ТСЖ увеличить стоимость коммунальных услуг, таких как электричество, газ, водоснабжение, и тому подобное, то есть увеличить действующий тариф поставляющей организации?
Ответ.
Нет, не имеет, в силу двух правовых оснований.
1. ТСЖ не входит в число органов, уполномоченных утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.
2. Какое-либо изменение органами управления ТСЖ стоимости коммунальных услуг, против утвержденной уполномоченными органами, противоречит цели создания и существования ТСЖ, и, как следствие, тем должностным обязанностям сотрудников, или той компетенции коллегиальных органов управления, которые могут быть до них доведены собственниками.
Подробнее по пункту 1 настоящего материала.
Иными словами, при любой попытке сформулировать те или иные полномочия любых органов управления товарищества собственников жилья, вопрос установления нормативов потребления коммунальных услуг ни при каких условиях не может быть включенным в такие полномочия.
Ни на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, компетенция которого определена в статье 44 Жилищного кодекса РФ, ни на общем собрании членов товарищества собственников жилья, компетенция которого определена в статье 145 Жилищного кодекса РФ, просто не существует законной возможности на кого-либо возложить такую обязанность, как обязанность установления нормативов потребления коммунальных услуг, любое подобное решение будет противоречить как минимум статье 157 ЖК РФ, о которой будет сказано ниже по тексту настоящего материала, и уже только поэтому не будет порождать законных юридических последствий.
А если ранее уже установленные нормативы потребления коммунальных услуг были изменены решением правления ТСЖ или председателя правления ТСЖ, при отсутствии решения общего собрания собственников или общего собрания членов ТСЖ, то в таком случае это будет превышение полномочий, очевидное как для собственников помещений в многоквартирном доме, так и для суда, в случае, если данный вопрос кто-либо предложит рассмотреть в суде.
При этом важно подчеркнуть, в статье 145 Жилищного кодекса РФ на самом деле есть пункты компетенции общего собрания членов ТСЖ, которые могут, что называется, ввести во искушение, речь идет, скажем, о подпункте 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ, но это будет излишне поверхностный взгляд, поскольку речь в данном подпункте идет о платежах и взносах, связанных с обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества, по аналогии с тем, как собственник индивидуального жилого дома, какие бывают в сельской местности, содержит свой дом в исправном состоянии, своевременно делая в нем необходимый ремонт, независимо от тех сумм, которые он уплачивает поставщикам коммунальных услуг. Многоквартирный дом имеет особенность - в нем как правило несколько сособственников, и в этом случае им необходимо всякий раз приходить к согласию по многим вопросам содержания такого дома в исправном состоянии, для чего и предназначен анализируемый подпункт, тогда как нормативы потребления коммунальных услуг, установление таких нормативов, в принципе не находится в компетенции кого-либо в ТСЖ.
Правовое регулирование размера платы за коммунальные услуги начинается со статьи 157 Жилищного кодекса РФ, входящей в раздел VII "Плата за жилое помещение и коммунальные услуги". И снова получаем возможность убедиться в сказанном выше - ни раздел VII, ни его статья 157, не позволяют ТСЖ лично вмешаться в критерии определения платы за коммунальные услуги.
Согласно данной статье, существуют две процедуры расчета платы, при наличии и при отсутствии приборов учета.
При наличии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям таких приборов, и ценой единицы измерения той или иной коммунальной услуги, установленной конкретным поставщиком.
При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а в случае с поставкой газа - постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа".
В контексте изучаемого нами вопроса, постановление № 306, как в прежней редакции, так и в редакции с изменениями, внесенными опубликованным позавчера постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, устанавливает следующие уполномоченные органы, утверждающие нормативы потребления коммунальных услуг:
- органы местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти этих субъектов РФ,
- в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление № 373 в данной части полностью соответствует постановлению № 306, в итоге на него ссылаясь.
Далее в указанных нормативах есть ряд уточнений и особенностей для отдельных ситуаций, нам тут важно лишь то, что товарищества собственников жилья в процессе установления нормативов не участвуют.
Подробнее по пункту 2 настоящего материала.
Обсуждая деятельность товарищества собственников жилья, полезно всякий раз возвращаться к определению ТСЖ, данному в пункте 1 статьи 135 ЖК РФ:
"Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.".
Как указанное определение, так и соответствующее ему дальнейшее формулирование статуса, прав и обязанностей ТСЖ, совершенно недвусмысленно указывают на такую особенность ТСЖ, как быть поверенным в делах доверителей - собственников помещений.
Данная особенность подтверждает, что органы управления ТСЖ не только меньше всего должны быть озадачены попытками сделать нормативы потребления коммунальных услуг более высокими, чем нормативы, установленные по закону, но и совсем наоборот - задачей органов управления ТСЖ является контроль за деятельностью любых третьих лиц, включая контроль за органами местного самоуправления, с целью не допустить нарушений прав собственников помещений, и в необходимых случаях - защищать такие права. Попытки же анализируемого повышения являются деятельностью, диаметрально противоположной той, за которую собственники помещений платят работникам ТСЖ зарплату.
Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 03.06.2011 г.