Обязан ли я в заявлении о преступлении указывать, где работаю?
По закону - нет, не обязаны.
В приложении № 2 к Приказу МВД РФ от 04.05.2010 г. № 333 приведена форма заявления о преступлении, которую в обязательном порядке следует применять всем сотрудникам МВД РФ в тех случаях, когда граждане обращаются с целью сообщить о любом противоправном, на их взгляд, чьем-либо деянии.
Согласно данной форме, прежде чем лицо сообщит о возможно преступлении, оно должно, под страхом нарушения приказа МВД РФ в случае несоблюдения, указать:
1. орган внутренних дел, в котором делает заявление,
2. звание начальника данного органа внутренних дел,
3. Ф. И. О. данного начальника,
4. собственные Ф. И. О.,
5. собственный адрес места жительства,
6. собственное место работы,
7. свой контактный телефон,
8. свой адрес для корреспонденции.
И только после всего этого можно сделать сообщение о совершенном или готовящемся предположительно противоправном деянии.
Тогда как закон всего этого не требует.
Статья 141 УПК РФ, имеющая наименование «Заявление о преступлении», содержит только два требования, которые предъявляются к письменному заявлению о преступлении, такое заявление должно быть подписано, и такое заявление не должно быть анонимным.
Иными словами, из тех восьми пунктов, что найдены в приказе МВД РФ, по закону необходимы только два, четвертый и пятый, то есть собственные Ф. И. О. и место жительства. Все прочее является требованием, не основанным на законе.
Вместо первых трех пунктов, в которых человек обязан подробно рассказать о подразделении и некоем начальнике, во всех без исключения случаях можно, типографским способом или от руки, смело писать «В МВД РФ», поскольку это всегда будет соответствовать действительному положению дел, любые подразделения во всех населенных пунктах являются филиалами одного юридического лица – Министерства внутренних дел РФ, а кто в таких подразделениях сегодня руководит, и какое он там сегодня звание имеет, для цели сообщения о преступлении не имеет никакого значения.
А последние три пункта, с 6-го по 8-й, могут заполняться по желанию, законодатель не обязывает заявителя все это указывать, они безусловно несут некоторую информацию, но если цель – сведения о преступлении, то где бы заявитель ни работал, на данном этапе это совершенно не важно.
И надо признаться, форма, существовавшая прежде, обязывала указывать еще и образование заявителя, дескать, преступление будет существенно разным, заяви о нем доктор философии, или лицо, только фрагментарно помнящее о наличии где-то аттестата о среднем образовании.
Данный материал возник после звонка одного творческого человека, он создает, если я правильно понял, музыкальные заготовки, целые библиотеки таких заготовок, и продает их, и живет всем этим, и возникла у него необходимость заявить о факте кражи его продукта злоумышленниками, посетил он с этой целью городской отдел внутренних дел, его продержали у окна дежурного в течение часа, затем к нему вышла дама в погонах, и предложив стоять там, где он стоял, то есть у окна дежурного, стала заполнять форму заявления о преступлении, причем не по приказу № 333, а еще ту, прежнюю, он тогда мне позвонил, и задал вопрос – что ему, как заявителю о преступлении, автору, живущему реализацией собственных авторских продуктов, отвечать на вопрос о месте работы, я ему сразу же предложил ответ – статья 51 Конституции РФ, то есть право не свидетельствовать против себя, он даме так и ответил, а когда он также ей ответил по графе образование, дама сложила приготовленные ею бланки, и вручила их заявителю, мол, раз такой умный, то пиши все сам.
То есть сотрудники привыкли, что если заявитель, то обязан вести себя, как на исповеди, и за одним подробно изложить всю свою жизнь, а шаг влево шаг вправо, это уже неправильный заявитель, неправильно сообщающий о преступлении.
Мне тут можно возразить, часть 3 статьи 141 УПК РФ, где речь идет об устном заявлении о преступлении, которое должно заноситься в протокол, то есть способ, альтернативный письменному, прямо указывает на «данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя». Данные паспорта действительно можно всегда продиктовать, большинство из нас помнят их наизусть, но данные о заявителе и в этом случае не включают ни образования, ни места работы, ни семейного положения, ни отношения к религиям или партиям, ни, в конце концов, отсутствия родственников на оккупированной врагом территории. У стадии сообщения о преступлении есть задача – идентифицировать заявителя, то есть кто заявил, и где он проживает.
Понятно что и о коммуникации необходимо договориться, и, в случае, если это имеет существенное значение для конкретного дела, подробно поведать об имеющихся знаниях в той или иной области, но если мы возвращаемся к форме заявления, то по закону данные о заявителе, это, всегда, Ф. И. О. и место жительства, это и есть данные о заявителе, расширять такое понятие можно бесконечно долго, и закон на этом не настаивает, когда заявление будет передано непосредственно следователю, то есть уже не у окна дежурной части, то в отдельные вопросы, логически понятные, можно будет внести полную ясность.
Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 28.12.2010 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий