.

01.10.2009

Добровольный отказ от отцовства

Возможен ли добровольный отказ от отцовства?

Такой отказ в принципе возможен, но только посредством судебной процедуры лишения родительских прав.

В последние годы возникла практика, когда мать, скажем, отправляясь с ребенком на отдых за границу, вынуждена или разыскивать отца ребенка, давно утратившего родственные чувства, или буквально выпрашивать у него, а порой и рассматривать условие уплаты некоей денежной компенсации, чтобы получить от такого отца соответствующее письменное разрешение на выезд.

Государственные органы стали исходить из того, что, учитывая правило о равенстве прав и обязанностей родителей, при любой встрече одного из родителей с такими государственными органами, они немедленно, независимо от степени своей удаленности от функций органов опеки и попечительства, получают право контроля над матерью, и руководствуются определенной презумпцией недостаточной дееспособности одного из родителей. То есть мать, по такой логике, не является полноценным законным представителем несовершеннолетнего лица, пока не докажет государственному служащему, что второй родитель думает также в отношении того или иного шага первого родителя.

Тогда как российскому праву известна и иная логика, где действие одного из супругов презюмируется, как совершаемое в интересах всей семьи, пока не будет доказано иное.

Так что вопрос не выглядит праздным.

Учитывая правила о наличии у обоих родителей целого ряда обязанностей перед своими детьми, такого права, как добровольный отказ от отцовства, законодательство не содержит.

При этом одно из оснований лишения родительских прав, абзац 2 статьи 69 СК РФ, сформулировано следующим образом, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: «уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;».

Иными словами, дается диспозиция, «уклоняются от выполнения обязанностей родителей», с включением в нее одного из частных случаев, «в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов».

То есть такое включение еще не делает само уклонение заведомо опасным для ребенка, если уклонение от уплаты алиментов должно обладать признаком злостности, то общий случай уклонения от выполнения обязанностей родителя не должен быть ни злостным, ни вообще связанным с алиментами, уклоняться от выполнения подобных обязанностей вполне можно, просто используя свой ежегодный отпуск способом, отличным от посвящения себя своему ребенку.

Если отец будет готов пройти судебную процедуру по лишению его родительских прав, в рамках которой бывшая супруга воздержится от неаккуратных обвинений, просто сообщая суду об уклонении, выражающемся в неучастии, а отец при этом предложит свое письменное отношение к такому иску, где даст согласие с иском, то суд не станет давать поводов для обжалования решения, и иск удовлетворит, присутствующие в заседании, в силу закона, прокурор и орган опеки и попечительства, не способны повлиять на исход дела иначе, при наличии от отца ребенка письменного согласия с иском.

Также следует помнить, что лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (пункт 2 статьи 71 СК РФ).

Что до неких нравственных последствий, то таким согласием отец даже может в дальнейшем гордиться, ибо тем самым он прежде всего лишил себя возможности вымогать у бывшей жены деньги за регулярные письменные согласия на выезд ребенка за рубеж, как социального явления, порожденного желанием власти издеваться над женщинами, выезжающими с детьми на отдых за рубеж.

Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 01.10.2009 г.