.

01.07.2010

Понятие "мать-одиночка"

Что означает мать-одиночка, как понятие по закону?

Данное понятие в настоящем материале будет сформулировано ниже, после оговорок.

Прежде всего следует внести ясность в терминологию.

Само сочетание слов "мать-одиночка" присутствует только в одном законе, если не считать законов, вносящих в него дополнения и изменения, где такое сочетание слов просто неизменно повторяется. Речь идет о Законе РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", где наряду с прочим установлено, что матерям-одиночкам оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества, как дополнение к компенсации стоимости проезда и расходов по перевозке имущества.

То есть вполне себе частный случай, на обсуждаемый статус свет никак не проливающий.

Указанный выше нюанс, с термином, важен вот почему.

Когда женщина, устно или письменно, обращается в государственные органы или участвует в судебном разбирательстве без помощи юриста, то в полемике может возникать взаимное недопонимание. Обозначая свой статус термином из лексики почти общеупотребительной, а не правовой, она рискует не получить желаемого, иной юрист, действуя формально просто в силу привычки, может понять ее не до конца верно, причем без злого умысла, ниже мы поймем, что, в силу разнообразия практики, и в одиночестве, и в наличии детей, для каждого конкретного случая, всякий раз следует подробно разбираться.

Далее, чтобы попытаться получить понятие, приведем некоторый, безусловно неисчерпывающий, а лишь для понятия, перечень нормативных актов, где так или иначе решаются права и обязанности лиц, обладающих признаками как одиночества, так и материнства.

Перечень не во всех пунктах прост, поэтому его можно пропустить, и сразу перейти к дальнейшему тексту, а то и сразу найти итог, этот перечень нам нужен лишь для иллюстрации.

1. "Одиноким военнослужащим, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет", о предоставлении основного отпуска - Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".

2. "Одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет", о недопущении увольнения с военной службы по некоторым основаниям – там же.

3. "Одиноких родителей", о полномочиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации в решении вопросов социальной поддержки и социального обслуживания - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

4. "Супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения", о предоставлении мер социальной поддержки - Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

5. "Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов", об осуществлении мероприятий, способствующих занятости, в числе направлений государственной политики - Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

6. "Одиноким матерям военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по призыву", о предоставлении преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников - Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

7. "Женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери", о недопущении расторжения трудового договора по инициативе работодателя по некоторым основаниям - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Приведенные примеры показывают, что сказать «мать-одиночка», это фактически сказать очень мало, в зависимости от возникшей в практике ситуации необходимо прежде всего как минимум уточнять возраст ребенка, пункт 7 перечня включает не только одиноких и не только матерей вполне намеренно, чтобы стал очевидным вывод - не для всех случаев достаточно факта несовершеннолетия ребенка, ибо:

есть правоотношения, где достижение ребенком возраста всего 14 лет уже лишает мать некоторых прежде имеющихся у нее прав,

есть правоотношения, где ребенок до трех лет освобождает от наличия признака одинокости, достаточно быть просто матерью,

а есть правоотношения, когда необходимо предъявить доказательства только факта воспитания, не являясь ни матерью, ни одиночкой.

Что касается признака одиночества, то тут все просто тоже только на первый взгляд.

Действительно, существует устоявшийся с предшествовавшего законодательства признак – в соответствии с пунктом 8 Постановления Совета министров СССР от 12.08.1970 N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям", "Государственные пособия назначаются и выплачиваются одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей, если в свидетельствах о рождении отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери.".

Именно эту норму нужно приводить, как наиболее полно отражающую понятие признака одиночества матери.

Только важно убедиться, что данная аналогия применима к тем правоотношениям, которые возникли в настоящее время. В целом ряде случаев с подобной применимостью согласиться сложно, если только рассматриваемый нормативный акт прямо не содержит формулы «мать-одиночка», не сопровождая такой статус самостоятельным определением, как это было показано в самом начале, на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.

Скажем, если вернуться к первому пункту нашего перечня, то в нем речь идет не о матери, а о «одиноком военнослужащем, воспитывающем», то есть это может быть и мать, и отец, и любой иной родственник, и вообще не родственник, такова редакция Указа.

Но это как раз пример, где можно не волноваться, поскольку есть некое расширительное толкование, одинокая мать входит в число возможных получателей права, наряду с иными лицами.

А вот пункт 4 нашего перечня содержит как раз тот подвох, который подтверждает не полную пригодность аналогии права для рассматриваемого случая , поскольку формула, которая начинается как «Супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми)...», судя по редакции, заставляет уточнять факт одинокого именно проживания, это трудно представить себе практически, кто и как в воинской части возьмется доказывать одинокое проживание или контролировать одинокое проживание, но только готовность пойти на формальное нарушение способна поставить знак равенства между определением одиночества, как отсутствие брака и определенным образом заполненная графа об отце в свидетельстве о рождении ребенка, и между определением одиночества, где скажем вдова не только должна воздержаться от повторного брака, но и обязана проживать одиноко, не станем впадать во искушение удивляться военной логике, и просто скажем, что тут уже нет никакой аналогии.

Итог.

В действующем законодательстве нет единого официального определения понятия одинокой матери применительно ко всем ситуациям, в каждом конкретном правоотношении следует убеждаться в том, что содержащееся в правовой норме определение не содержит самостоятельных признаков одинокой матери, и только когда таких признаков нет, возможно применение права по аналогии, с использованием пункта 8 Постановления Совета министров СССР от 12.08.1970 N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям", в соответствии с которым одинокой матерью женщина является в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия, нет факта зарегистрированного брака, и нет юридически установленного факта отцовства. Текст данного пункта приведен выше.

Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 01.07.2010 г.